Программа добавлена в заказ
Для отправки заявки перейдите в раздел ЗАКАЗ
 
Спасибо!
За Вашим электронным адресом закреплена скидка 10%.
 

print Распечатать


 

Охрана труда и кадры: где граница?



Прежде чем разобраться в разграничении ответственности между отделом кадров и охраной труда, обратимся к статьям Трудового кодекса РФ:

  • согласно ст. 209 ТК РФ охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
  • согласно ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
  • в соответствии со статьей 217, организация должна создавать службу охраны труда (далее СОТ) или вводить должность специалиста охраны труда, если численность работников превышает 50 человек. Если численность работников не превышает 50 человек, то решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается руководителями с учетом специфики производственной деятельности.


При отсутствии у работодателя службы охраны труда или штатного специалиста по охране труд их функции может осуществлять работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.

Основные задачи службы охраны труда – это обеспечение контроля за безопасностью на рабочих местах. Например, к данным задачам относится разработка инструкций, контроль за наличием средств индивидуальной защиты, участие в организации СОУТ, расследование произошедших несчастных случаев и аварий.


РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ МЕЖДУ КАДРОВИКАМИ И СЛУЖБОЙ ОХРАНЫ ТРУДА

Обязанности по охране труда в нормативных документах прописаны  схематично  – в законодательстве нет четкого ответа, кто именно должен отвечать за конкретный процесс. Есть лишь профстандарты.

На практике споры между кадровиками и специалистами по охране труда не редкость. Например, причиной разногласий могут быть вопросы: кто должен выписывать направления на медосмотры, знакомить сотрудников с результатами спецоценки, предоставлять нужные данные при расследовании несчастных случаев.

Не имеет значения, какую должность занимает работник по штатному расписанию. Достаточно наличие у сотрудника  соответствующей подготовки и опыта, и ему можно поручить работу по охране труда в организации.  Приказом Минтруда РФ от 04.08.2014 № 524н утвержден профессиональный стандарт специалиста по охране труда.

То есть кадровик или любой другой специалист может выполнять функции специалиста по охране труда при условии наличия высшего образования или прохождения переподготовки в этой области.


КАКИЕ РАБОЧИЕ ПРОЦЕССЫ МОГУТ БЫТЬ СПОРНЫМИ


Например, учет медосмотров и оценка условий труда (СОУТ) относится как к отделу кадров, так и к охране труда. Чтобы исключить споры и разногласия рекомендуется разделить данные рабочие процессы на уровне локально нормативных актов. В итоге, спорные зоны ответственности будут регулироваться регламентами, на которые могут ссылаться специалисты отдела кадров и охрана труда.


Рассмотрим пример распределения обязанностей при учете медосмотров

Трудовой кодекс РФ не регулирует, кто именно должен вести учет медицинских осмотров в организации. Данный вопрос решается руководством работодателя. На практике медосмотрами могут заниматься, раздельно или совместно, как сотрудники отдела кадров, так и специалисты охраны труда.

Ниже рассмотрим пример распределения зон ответственности при работе с медосмотрами, если в организации охрана труда ведется не кадровым специалистом .


Задачи специалиста, ответственного за охрану труда:

  • Участие в процессе заключения договора с медицинской организацией, в которой будут проходить обязательные медосмотры.
  • Составление списков работников, которые обязаны проходить обязательный медосмотр. Для получения персональных данных о сотрудниках, возможно придется обращаться в отдел кадров. В данном списке перечисляются профессии (должности) по штатному расписанию и вредные производственные факторы. Утвержденный список необходимо направлять в Роспотребнадзор.
  • Формирование поименного списка сотрудников для прохождения обязательного медосмотра. Данный список направляется в медорганизацию, с которой заключен договор о проведении медосмотров.
  • Согласование календарных планов проведения периодических медосмотров .
  • Учет заключений по результатам прохождения сотрудниками медосмотров.

Ключевые задачи кадровика при учете медосмотров:

  • Оформление на работу кандидата или отказ в трудоустройстве по результатам предварительного медосмотра. Прием на работу оформляют, если на медосмотре у кандидата не обнаружили медицинских противопоказаний. С таким кандидатом заключают трудовой договор, издают приказ на работу, вносят запись в трудовую книжку, если сотрудник не отказался от бумажного бланка, заполняют личную карточку.
  • Если по результатам предварительного медосмотра выявляются противопоказания к работе, то кандидату отказывают в трудоустройстве. Если соискатель потребует письменный отказ, то в таком документе необходимо ссылаться на заключение по результату медосмотра.
  • Отстранение от работы сотрудника, который отказывается от медосмотра или не успел пройти его вовремя. Если сотрудник отказался пройти медосмотр, то период отстранения не оплачивают. Чтобы бухгалтерия правильно оплатила период отстранения, кадровик должен подготовить приказ об отстранении от работы. В нем указывают срок отстранения «до прохождения медосмотра» и порядок оплаты. Когда сотрудник пройдет медосмотр, кадровик оформит приказ о допуске к работе.
  • Привлечение к дисциплинарной ответственности сотрудника, который отказался от обязательного медосмотра. Если организация признает причины отказа неуважительными, работнику могут вынести выговор.
  • Оформление перевода на другую работу или увольнение сотрудника, если по результатам медосмотра выявлены противопоказания к работе.
  • Направление кандидатов и сотрудников на обязательные медосмотры. Все направления регистрируются в соответствующем журнале под подпись работников.







Все обзоры
print Распечатать




Скачать бесплатную версию


Новости
Обзоры


Скачать бесплатную версию











ОТДЕЛ КАДРОВ ПЛЮС - удобная программа для отдела кадров. Программа позволяет значительно повысить скорость работы отдела кадров. Эффект от использования программы в работе отдела кадров высок для предприятий с различной численностью сотрудников. Внедрение   программы существенно снижает время, необходимое на обработку     информации и оформление кадровых приказов и документов.
Есть множество программ, заявленных помочь работе отдела кадров. Некоторые из них вышли из бухгалтерских систем, другие из правовых юридических справочников. Но только ОТДЕЛ КАДРОВ ПЛЮС единственный программный продукт, который изначально создавался  для специалистов отдела кадров и воплотил в себе их пожелания.